|
|
Повесть 3-я Капризный новичок |
||
Оглавление (сокращ.): Часть I 1. Передышка Часть II 2. Старт 3. Прорыв |
Часть
III 5. Гвоздь левши 6.2. Счёты и
расчёты 6.4. Учитель "со стороны" |
6.5. Мастер-классы 6.6. …к мастер-классам Маленкова С.К. 6.7. Опять в уроки 76-го Часть IV 8. Содружество 9. 2-й фронт 10. Соты |
||
Версия
1.3, изд. 3 |
||||
Они стали парой уже почти неразлучно появляться в
цехах, у технологов, у испытателей. На многие вопросы новичка "шеф" отвечал охотно, сразу и
подробно. Или Марк брал привычный "тайм-аут" и затем обстоятельно
всё объяснял со ссылками на ГОСТы, на опыт и справочники. Это
были желаемые отношения. Будущее рисовалось приятным. Когда ещё конструкция муфты "невытанцовывалась", в одну из
суббот Семён забежал на родную кафедру в МАТИ. Оказалось, там как раз
требовался "завлаб". Выпускника-отличника кафедра готова была
принять, и даже был шанс получить тему на диссертацию. Напряжение от
конфликта в КБ было снято. Но неожиданно и остро оно вновь возникло в семье. Жена и её родители
были против его ухода из КБ в МАТИ. Диссертацию должна сначала
делать Оля! А потом… Потом, - на кафедре будет
полно молодых студенток… Нет, нечего тебе туда переходить! Кто бы спорил? Конечно,
пусть Оля тоже поступает в аспирантуру. Жена – кандидат наук! Это прекрасно! Но этот титул и мужей - не
портит! И что-то не удавалось вспомнить, чтобы кому-то из знакомых мешали
идти к диссертации из-за ревности. "Ревность – это удел тех, кто пытается удержать то, что ему не
принадлежит" – записал он в свою тетрадь-цитатник "крылатых"
фраз ещё в 70-м. Не было ж никакого повода для ревности практической. А сама
Оля столько клялась ему в любви, и вдруг - такая неуверенность в силе своих
чувств и чар?… А откуда это желание опережать мужа не в учёности, а в приоритете
бумажки о ней? Какая нелепость! Вспомнилось и шуточные
соревнования на свадьбе: Кто больше от одновременно кусаемого яблока угрызёт,
тот и будет главой семьи… Гм… Главным грызуном в
семье, - такой чемпион, пожалуй, и станет. Но для главы семьи главнее –
голова, а не широкий рот… И зачем вообще молодым
насаждают желание главенствовать? Любовь рождает желание равенства, паритета,
консенсуса, но не главенства и подчинения… Вот спор зашёл о продолжении ученья. Впрочем, это был не спор, а
запрет для одного из них. Ведь Семёна уже позвали на кафедру, и горяча старая
удачно защищённая тема. У Оли пока готового места в аспирантуре нет, да и
ребёнок на ближайшие годы будет главным потребителем сил… Неожиданно продемонстрированный "домострой" попахивал
ревнивым… нежеланием его успехов. Романтическое отношение к жене и к
семейству вновь было смыто. Чем ещё они могут ошарашить? Кафедра не ждала семейных
решений. Такие вакансии рвут друг у друга множество желающих.
Прекрасный шанс
продолжения идей дипломного проекта был утрачен. Может ли настоящая семья
радоваться краху хоть одной мечты в одной из своих голов? А с трудом рождавшаяся первая его конструкция -
дело чести. От такого деля без урона чести - не бегут. Случись
переход в МАТИ, - муфта ко дню перехода была бы закончена. Чего-то большее
бросать ещё не пришлось бы. И идеи диплома пока были главнее. А пока в совместных походах
по цехам Марк мимоходом показал Семёну два отдела, забитых вычислительной
техникой. Здесь могли посчитать всё, только обратись со "служебной
запиской". Но посчитать не то что муфту, а и многое, что
хотел бы Якубович, в "расчётном отделе" не брались. Не было
разрешения начальства. Это была цепь искусственных препятствий к успехам и без того
успешного Якубовича. На нужды Якубовича "на теме" часто "не
было денег". Но на доработки чужих приборов и "тем" -
начальство часто и бесцеремонно брало деньги с тематического финансирования
приборов группы Якубовича. Без отчёта и извинений. Конструктору и его работе
открыто и "по производственной необходимости" - вредили. Но на этом авторитарном подавлении проигрывало и КБ. Стимулировать, а
не ограничивать хороших конструкторов – смысл таланта руководителя. Марком же
руководили иные люди. Неприятное
открытие. Каким концом эта палка пройдёт и по тебе? Почеши за ушком, подумай. Иметь свою ЭВМ – тогда
было нереальной мечтой. Даже одну на группу. "Настольных" ЭВМ в КБ
не было. Объяснить задачу расчёта узлов с учётом всех допусков не удавалось[1]. Зачем? Реальные проекты
- не изыскания ВУЗов и НИИ. А уж на просьбу расчёта с оптимизацией параметров
- просто отмахивались. Сумасшедший! Это немыслимо! - Мыслимо! Я же посчитал муфту "на коленке"! Для расчётов на огромных ЭВМ типа ЕС или СМ надо было учиться. Чтобы
сделать расчёт самому, а не спорить, не объяснять тем, кто заведомо слышать и
помогать не хочет. Опять учиться! Ведь иногда это быстрее и дешевле, чем уговаривать
других. Теория
непрерывного образования, которым Семён увлёкся на 1
курсе МАТИ, здесь была необходима уже на практике, как воздух[2]. Но… В практике требовали
"отработать" уже полученное образование и не претендовать на
расширенное… Полная демагогичная
дикость! Учиться "на вечернем", когда у тебя
скоро будет ребёнок – немыслимо. Запишем пока и это в Перечень Проблем. Но считать надо. Надо много считать, если хочешь быть уверен в своих
творениях. Заявление даже на выдачу "бригадного" калькулятора не
подписали. Для этого у секретарши начальника был "общеотдельский".
Пригодный, в основном, для бухгалтерских расчётов. Надо тебе – иди и купи. А надо! Если решать вопросы, а не коллекционировать их. Пока Семён купил только
точную чешскую логарифмическую линейку, которую
он "не имел права" заказать в КБ как инструмент. В семье деньги –
не лишние. Линейка – 10 рублей[3]. В стране на работу
"со своим" инструментом ходили только "дураки". О них даже Райкин[4] рассказывал. Вся страна хохотала. После нескольких семейных острых разговоров, что деньги уходят
"неизвестно куда", пропадают, проматываются, - Семён завёл дома
тетрадь, обозначил столбики "доходы", "расходы".
"Семён", "Ольга". Не надо болтать там, где всё просто
считается. Тёща дочери и зятю
установила взносы по 70 рублей на еду в семейный "котёл". Пусть.
Микромодель хозяйства – не его епархия. Это сподручнее жене, и по профессии,
и по родству. Дебет-кредит двоих ему записать не трудно. Скоро оказалось, что он не
мот, не обжора, не живёт на чужое, и вообще "вписывается" в
зарплату, и ещё остаётся. Но вопросы и решающая их тетрадь - просуществовали
ещё долго. В родительской семье Семёна деньги всегда лежали в ящике комода
"общим котлом". Не делились, не пропадали, не пропивались. Мать и
отец Семёна всегда имели при себе "загашник" на возможную покупку.
Цена заводского обеда никогда не оговаривалась. Как же Семёна покоробило,
когда по дурацкому натаскиванию тёщи Оля стала требовать обедать ровно на
рубль (а не на 1,20) и не носить с собой "загашник". "Обеденный
рубль" вписывался в тетрадь. Ему навязывали "правила" жён,
опекающих мужей-алкашей. Навязчивые уроки тёщи были нелепы и унизительны.
Возникала очередная и долгая натянутость. Можешь есть и "до
отвала", если по-студенчески где-то прихватишь и сдашь бутылки… Но
возникало чувство незаслуженного и навязчивого унижения. Появилась защитная потребность
"выкладываться" на работе так, чтобы на домашние эмоции сил не
оставалось. Скоро он поймёт, что накапливание
нерешённых проблем, терпимость к нетерпимому поведению других - замедленная
мина. Твоё
"демпфирующее" поведение только подзадоривает наседающих… Через 4 года, когда множество сложных расчётов будет уже привычно
страховать от неудач, а примитивность "отдельского" калькулятора и
"занятость" его в нужные моменты мешали нормальной работе, - Семён,
уже самостоятельно решавший все вопросы на серийном заводе и в КБ, перед
очередной командировкой на серийный завод на всю зарплату[5] (70 рублей!) купит и "зеленоградский" карманный калькулятор
с "мощной математикой". Фирма
равнодушной останется и к этому его подвигу. Ольга уже будет чужой, между
ними ляжет "развод"… И никто не упрекнёт за такую покупку. А пока… Очень серьёзные задания – подписать чертежи бригады у технологов.
Здесь приходилось отстаивать и конструкцию, и конфигурацию, и размеры, и
допуска, и материал… Защищать не только свои конструкторские решения, но и
чертежи Марка, Розы Жаровой, Володи Вотрина, Владика Дубошина... Находить
компромисс… Бесконечные споры. Надо
знать и инструмент, и оснастку, и оборудование, и техпроцесс. Школа МАТИ тут
работала безотказно. А ведь часто были и просто
придирки, противостояния характеров, стопор за какие-то прежние обиды... Частый довод "оппонента" прост – "не подпишу и всё
тут"! Была в КБ, в технологическом бюро, политика - всё упрощать и
удешевлять. С опытом удачная защита у Семёна получалась всё чаще. В споре у
него всё чаще замелькали и расчёты, как довод против "принятого",
"привычного", "как у всех". С каждой партией чертежей
скорость получения подписей росла, Семёна похвалили за быструю проходимость
служб при подписании, что быстро переросло в шутливое прозвище
"проходимца". Скоро новичка прозвали за упрямство и победы и более
почётной кличкой "дублёр Якубовича". Марк Айзикович был евреем с упорством танка. Редкое сочетание.
Немягкий, незаискивающий, неуступчивый. Резкий, но доказательный в споре.
Бригада была маленькой – Якубович, Жарова, Дубошин, Вотрин, и "примкнувший
к ним" Маленков. Но если в других бригадах "крутили" 2-4 темы (прибора), то
у Якубовича – около 10 сразу. Если некоторые конструктора уходили на пенсию, внедрив за всю жизнь
мало или не внедрив совсем ничего, то у Якубовича в его 41 год многие приборы
уже шли серийно. Бросалось уже некоторым в глаза, что Маленков
"злоупотреблял" сравнительными вариантами и расчётами. Те, кому он
их "совал" и проверить их не всегда могли. Они – практики. И если
сдавались, то злились. А им бы очень помогла бы система непрерывного образования! К ней бы добавить и
систему непрерывной модернизации производства! Берегись,
Кузьмич, в дублёры Менделеева тебя не зачислят, а в "Палату №6" -
попихают… Они же - "нормальные"… В повседневной "притирке" "отшелушились"
несколько очевидностей. Мирок КБ разбит на группировочки, где "рука руку
моет". Они одному помогут, другому - наплетут трудностей, притормозят.
Подплетут небылиц. Раздуют проблемы, где их и нет. Индивидов, каким был Марк,
каким был и сам Семён, - было мало. Марку достаточно часто "вплетали
трудности". А вот и Семёну уже приклеили звание "дублёр
Якубовича". Хорошей жизни это не
обещало. Но уже была опора, наставник, человек похожего поведения, знающий и
доброжелательный. Надо было обрастать опытом и личными достижениями. Начальник
ТКО (тематического конструкторского отдела) не зря сказал – назад дороги не
будет. В отделе больше таких среди конструкторов и не было. Отступать было бы
просто не к кому. Интересно было присмотреться к тем, с кем у Марка были симпатии,
дружелюбные отношения. Интересно было понять и тех, кто конфликтовал с
Марком, шкодил ему. Как-то Скотников, начальник ТКО-5, с визгливым криком, в припадке
несдерживаемой ярости, среди отдела грозил Якубовичу очередным
депремированием. А Якубович спокойно и громко, тоже на весь отдел, ему
ответил: - Возьмите все премии: месячную, квартальную,
годовую... И отстаньте, не мешайте ефрейторскими приказами, не мешайте
работать. Я сам отвечаю за свои проекты! Боже! Сколько Скотников кричал! "Я тут
лучший конструктор, поэтому и начальник!". "Я приказываю это
сделать так!". Якубович спокойно
возражал: - Берите проект, будьте ведущим. А я буду просто
"деталировщиком" Ваших идей. За свой же проект отвечаю целиком я
сам. Соавторов у меня нет. Даже таких сильных, как Вы. Над конструкторским
талантом Скотникова давно смеялся весь отдел. Десятки лет начальник
"лепил" диссертацию на тему типа "Система управления из моих
приборов". Самолюбивый казус. Да, из когда-то сделанных
им приборов, возможно, можно сделать целую систему управления. Казус
приятный, но… Но система такая никому не
нужна, да и в ней без ущерба вместо скотниковских могут работать и другие
приборы, иных разработчиков. Казус, но и только… Экономических, навигационных выгод система не давала. Побед над
конкурентами, побед на рынке "частоколом патентов" - тоже не видно.
Это личное достижение, без которого обойдётся авиация и "у нас", и
"в мире". Эти потуги "не диссертабельны". Личная трагедия? Да, наверное. Если бы начальник не мечтал о титуле
"к.т.н."[6], да не мстил за насмешки
и свои неудачи - своим подчинённым. А он мстил. Скотников уже не чертил
"за доской" в отделе. Только линеечками и минирейсшиной на
листочках и закрывшись в кабинете. Чтоб не украли идеи. "Обходи трамвай спереди, а начальство – сзади!" – вдруг
вспомнился Семёну студенческий юмор на тему "техника безопасности"
предмета "охрана труда". Знания лишними не бывают. Даже если иногда
они кажутся смешными... Якубович не прятал свои эскизы и чертежи, наоборот, сорил идеями, не
оформлял их ни рацпредложениями, ни изобретениями. И никогда не просил
включения в соавторство, если его же идеи "оформляли". Не жаден.
Тщеславен, но не до беспамятства. Свободен! Мелкие достижения
"верноподданных" "своих" - начальник вознаграждать не
забывал. Успехи бригады Якубовича (как "отступников" или
"оппозицию") чаще "не замечались". "Лауреатами"
квартальной и спецпремии они были не часто. До своего увольнения Марк не мог добиться
признания "Ведущим" конструктором, хотя и исполнял давно все его
обязанности. Для творчества обстановочка была "душновата". |
Нужны зоны эксперимента в
управлении, в производстве, в законотворчестве.
"Капризный
новичок" – к началу 3 части (к оглавлению) \\ к началу повести \\
ã Фонд гражданских
инициатив, МО МОИП, 2000-2012 \\
ã
Маленков С.К.,
член международного Союза славянских журналистов
ã Гражданская
инициатива Ò, е-журнал МО МОИП,
1998-2012
Здесь Вы можете выбрать код
наших банеров и текстовых ссылок из расширенного списка
и поставить его на Ваш сайт (тут - автообмен ссылками)
|
Обновление:
01-01-2012fog
[1] Геометрические размеры (особенно – зазоров) и их чистота – сильно влияли на магнитные поля и силовые
характеристики узла.
[2] Её открытие Маленковым С.К. в трудах Менделеева Д.И. и развитие – описано в повести
[3] Сравните со студенческой стипендией в 30 рублей в месяц. Да и инженеры жили на такие деньги 2-3 дня!
[4] Очень популярный в СССР артист.
[5] Полный месячный заработок был 135 рублей, но был и аванс – предварительная выплата.
[6] Кандидат технических наук.